Русаков Николай Афанасьевич

Русаков Николай АфанасьевичРусаков Николай Афанасьевич

Русаков Николай Афанасьевич (27.11(10.12).1888, деревня Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии – 31.12.1941, Челябинск), живописец, педагог, член Союза Художников СССР (1936). Первый челябинский художник, получивший столичное образование, основоположник искусства живописи в городе, один из основателей Союза Художников в Челябинске.

Родился Николай Афанасьевич в семье унтерофицера (казачьих войск). После смерти отца в феврале 1889 семья переехала в Челябинск (1901), где в 1907 Русаков окончил 3-классное городское училище. В 1913 завершил полный курс живописного отделения Казанской художественной школы Императорской Академии Художеств (педагог живописи и рисования Н. И. Фешин, 1881–1955). В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913–17) занимался у известного живописца К. А. Коровина (1861– 1939); дипломная работа – картина “Матросский бар” (1917, ныне в собрании ЧОКГ). Зарабатывал на жизнь с 1910 в Казани и Москве преподаванием рисования, с 1916 – в Челябинске. В 1920–23 заведовал Челябинской губернской школой-студией изобразительных искусств Губпрофобра, одновременно в 1921–35 преподаватель изобразительного искусства и графики в железно-дорожной средней школе № 42 и ФЗУ № 8. С 1935 вел студию Дома народного творчества при отделе искусств.

В годы учебы в Казани Николай Афанасьевич подружился с видным советским конструктивистом А. М. Родченко (1891–1956). Портрет Русакова кисти Родченко (1912), а также портрет Родченко кисти Русакова (1915) находятся в собрании ЧОКГ. Путешествие на корабле из Одессы до Киото (1915) и по горной части Центральной Азии (в 1920-е) наполнили творчество художника (с середины 1910-х до начала 1930-х гг.) восточными сюжетами. В 1930-е гг. произошла переориентация Русакова на “уральский восток”: художник писал пейзажи и портреты башкир и цыган. Участвовал во всех челябинских выставках, в выставке “Урало-Кузбасс в живописи” (1938).

Персональная выставка Русакова, приуроченная к 20-летию творческой деятельности, состоялась в здании Челябинского драматического театра. В 1939 представил свои работы на Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ. Работал маслом, акварелью как портретист, пейзажист. Русаков обладал композиционным мышлением, сочетал в своем методе реалистичную, неоклассическую, экспрессивно-импрессионистскую пластику. Автор серий: “Колониальный Восток наших дней” (путевой альбом путешествия на Восток, 1926), “Молодежь колониального Востока” (картины 1920–30-х гг.), “Молодежь страны Советов” (1930-е гг.), “Танцы народов СССР” (неоконч.), “Цветы лесов и полей Урала”.

Николай Афанасьевич имел педагогический дар, его студия “Академия Русакова” строилась по программе 4-летнего курса художественного училища. Среди учеников Русакова – К. А. Соколов, М. А. Комиссаров, А. П. Харин, И. З. Таушканов, Н. Я. Третьяков, Н. П. Загороднев – художники Челябинска, архитектор Е. В. Александров. Русаков был арестован 27 июня 1941. Расстрелян по приговору суда (ст. 52-10, ч. 2). Реабилитирован посмертно 11 окт. 1957. Впервые после смерти произведения Русакова были показаны в Челябинске в открывшемся Выставочном зале ЧОСХ (1980) на выставке “Старейшие художники Челябинска – основатели творческого союза”, организованной искусствоведом Л. П. Байновым. В 1989 в ЧОКГ состоялась выставка к 100-летию Русакова из собрания его семьи (Москва) и переданных ею в собрание ЧОКГ произведений. Реставратор картинной галереи В. П. Кочнев подготовил к экспозиции 39 холстов.

В студенческие годы произведения Русакова хранились в собраниях Москвы и Петрограда, в 1940 вошли в собрание открывшейся ЧОКГ (ныне названия и местонахождение работ неизвестны), в учреждениях и на предприятиях города (также исчезли). В художественной среде Челябинска бытует легенда о том, что “Смерть рикши” (1920-е гг.) находится в собрании Британского музея. В собрании ЧОКГ хранятся около 100 произведений Русакова, в 1980 его работы вошли в коллекцию Южно-Сахалинского музея изобразительных искусств.

Г. С. Трифонова